1. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.
2. Пункт утратил силу с 19 января 2015 года - Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 253-ФЗ.
3. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения (пункт в редакции, введенной в действие с 31 июля 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 114-ФЗ.
Комментарий к статье 21 ВзК РФ
1. Нормы ст. 21 ВзК определяют понятие гражданской авиации и устанавливают ее основную классификацию - коммерческая гражданская авиация и авиация общего назначения.
2. Пункт 1 ст. 21 ВзК относит к гражданской авиации всю авиацию, которая используется в целях удовлетворения потребностей граждан в воздушном транспорте общего пользования и в самостоятельном передвижении на принадлежащих им воздушных судах, а также для обеспечения потребностей экономики, т.е. в интересах юридических лиц (в основном коммерческих организаций) и индивидуальных предпринимателей осуществлять грузовые авиационные перевозки как на воздушных судах авиакомпаний (за плату), так и на собственных воздушных судах.
3. Пункт 2 ст. 21 определяет понятие коммерческой гражданской авиации как гражданской авиации, используемой для предоставления услуг по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, а также для выполнения авиационных работ. Из смысла статьи следует, что услуги по перевозке предоставляются, а авиационные работы выполняются за плату на основании договоров, т.е. на коммерческой основе.
Следует отметить, что в отечественной практике регулирования нет четкого разделения коммерческой гражданской авиации и авиации общего назначения (см. п. 4 настоящего комментария). Довольно удачно разрешена эта проблема в воздушном законодательстве Европейского союза. Статья 3 Закона ЕС о безопасности гражданской авиации (Regulation (EC) No. 216/2008 of the European Parliament and of the Council of 20 February 2008 on Common Rules in the Field of Civil Aviation and Establishing a European Aviation Safety Agency, and Repealing Council Directive 91/670/EEC, Regulation (EC) No. 1592/2002 and Directive 2004/36/EC) определяет коммерческую эксплуатацию воздушного судна гражданской авиации следующим образом: "Коммерческая эксплуатация - это любой полет воздушного судна за плату или на иной возмездной основе, который публично предлагается к выполнению или, в случае отсутствия такого публичного предложения, выполняется по договору между эксплуатантом и заказчиком, не имеющим контроля над эксплуатантом".
Такой подход позволяет довольно четко разделять виды полетов в соответствии с их целевым назначением и создает нормальные условия для налогового, тарифного и иных видов регулирования авиационной деятельности.
4. Пункт 3 ст. 21 определяет понятие авиации общего назначения как гражданской авиации, не используемой для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ. Из смысла статьи следует, что авиация общего назначения используется на безвозмездной основе при осуществлении перевозок и иной авиационной деятельности в интересах физических и юридических лиц с использованием принадлежащих им авиационного персонала и имущества (облет линий электропередачи, нефте- и газопроводов, лесных хозяйств, проведение аэрофотосъемки, перевозка собственного персонала и т.п.).
В международной практике авиация общего назначения, как правило, подразделяется на корпоративную, деловую и любительскую. К корпоративной относится авиация, входящая в состав объединения коммерческих организаций в качестве структурного подразделения и осуществляющая деятельность исключительно в интересах этого объединения (корпорации). К деловой относится авиация, в которой арендованные (без экипажа) или собственные воздушные суда используются в интересах конкретного юридического лица и эта деятельность финансируется указанным лицом на постоянной основе. Экипажи воздушных судов деловой авиации формируются из работников (служащих) этого юридического лица, имеющих сертификаты (свидетельства) пилотов. К любительской относится авиация, используемая физическими лицами исключительно в личных целях. Такая классификация необходима для установления государством дифференцированных требований к указанным видам авиации общего назначения.
Консультации и комментарии юристов по ст 21 ВзК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 21 ВзК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.