Статья 69. Обеспечение полетов воздушных судов

1. Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. (Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 254-ФЗ.

2. Правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
3. Порядок возмещения расходов на аэронавигационное обслуживание, обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы за аэронавигационное обслуживание, обеспечение полетов воздушных судов, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2011 года Федеральным законом от 5 апреля 2011 года N 46-ФЗ.(Статья в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 332-ФЗ.

Комментарий к статье 69 ВзК РФ

В пункте 1 комментируемой статьи законодатель определил, что аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, а также радиотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов осуществляются на единообразных условиях за плату, предусмотрев, что законодательством может быть сделано изъятие. Одновременно в п. 3 данной статьи законодатель постановил, что безвозмездного аэронавигационного обслуживания быть не может, поручив Правительству РФ установить порядок возмещения расходов в таких случаях. В отношении других видов обеспечения полетов законодатель не предусмотрел возможности такой компенсации (см. комментарий к п. 1 ст. 50 ВзК).

Обеспечение полетов аэронавигационной информацией заключается в своевременном предоставлении аэронавигационной информации авиационному персоналу, связанному с обеспечением и выполнением полетов. Основными документами аэронавигационной информации для экипажей воздушных судов и наземных служб, организующих и обеспечивающих полеты, являются:
перечни воздушных трасс Российской Федерации, МВЛ и аэродромов;
сборники и регламенты аэронавигационной информации по воздушным трассам;
приложения к сборникам аэронавигационной информации (минимумы аэродромов для взлета и посадки самолетов гражданской авиации);
сборники аэронавигационной информации;
сборники аэронавигационной информации по международным воздушным трассам;
сборники аэронавигационной информации по местным воздушным линиям;
радионавигационные карты;
поправки и извещения САИ, листы предупреждений и др.;
НОТАМ России и иностранных государств.

Ответственность за достоверность данных, представляемых для опубликования в документах аэронавигационной информации, возлагается на командира авиапредприятия (начальника аэропорта), в чьем ведении находятся аэродромы, воздушные трассы, средства связи и радиоэлектротехнического обеспечения полетов. Органы службы аэронавигационной информации обязаны своевременно извещать авиапредприятия и организации других ведомств об изменениях в документах аэронавигационной информации путем издания и рассылки поправок и извещений САИ (НОТАМ). Экипажи воздушных судов обеспечиваются документами аэронавигационной информации по всему маршруту полета от аэродрома вылета до аэродрома назначения с учетом запасных аэродромов. Непосредственное обеспечение экипажей документами аэронавигационной информации в аэропортах гражданской авиации осуществляет штурманская служба аэропортов, а при ее отсутствии - должностные лица службы движения. До экипажей, выполняющих полеты по МВЛ, а также вылетающих из аэропортов 4 и 5-го классов, временные изменения доводятся устно, по извещениям, без вручения листов предупреждения.

Метеорологическое обеспечение полетов заключается в своевременном доведении до командно-руководящего, летного состава, работников службы движения и других должностных лиц гражданской авиации метеорологической информации, необходимой для выполнения возложенных на них обязанностей.

Инженерно-авиационное обеспечение включает:
своевременное и качественное техническое обслуживание воздушных судов;
установление высокого уровня безопасности, регулярности полетов и обслуживания пассажиров;
анализ причин отказов и повреждений авиационной техники и внедрение мероприятий по их предупреждению;
совершенствование технических знаний летного и инженерно-технического состава и практических навыков технической эксплуатации авиационной техники;
планирование использования воздушных судов, их технического обслуживания, ремонта, специальных осмотров и конструктивных доработок авиационной техники;
контроль над соблюдением правил технической эксплуатации воздушных судов специалистами служб и организаций;
осуществление мероприятий по сохранности авиационной техники на земле.

К работам по эксплуатации воздушного судна допускаются лица инженерно-технического состава и другие специалисты, имеющие свидетельство о допуске к обслуживанию. Если полеты воздушных судов выполняются на аэродромах и посадочных площадках, где не обеспечено их техническое обслуживание, экипаж проводит осмотр воздушного судна. Результаты осмотра и работы, выполненные при устранении неисправностей, записываются в бортовой технический журнал.

Аэродромное обеспечение включает комплекс мероприятий по поддержанию летных полей аэродромов в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов:
подготовку летного поля и зон радиомаячных систем посадки;
содержание и ремонтные работы в летний период;
зимнее содержание летного поля;
другие работы.

Электросветотехническое обеспечение полетов предусматривает:
планирование использования электросветотехнических средств, а также их технического обслуживания;
содержание электросветотехнических средств в исправном состоянии;
учет и анализ отказов и неисправностей электросветотехнических средств, разработку и проведение мероприятий по повышению надежности этих средств;
подготовку и допуск инженерно-технического состава службы ЭСТОП к технической эксплуатации электросветотехнического оборудования.

Электросветотехническое обеспечение полетов осуществляется в соответствии с регламентами технического обслуживания светотехнического оборудования, правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ и ПТБ), правилами устройств электроустановок (ПЭУ), наставлением по светотехническому обеспечению полетов и электроустановкам в гражданской авиации (НАСТОП ГА). Организация эксплуатации электросветотехнического обеспечения полетов осуществляется службами ЭСТОП авиапредприятий и ОЭНС УГА. Все электросветотехнические средства должны отвечать нормам годности к эксплуатации в Российской Федерации гражданских аэродромов; светотехнические средства должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Орнитологическое обеспечение полетов направлено на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами и предусматривает:
орнитологическое обследование района аэродрома;
ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и мероприятия по их отпугиванию;
проведение визуальных и радиолокационных наблюдений для обеспечения контроля над орнитологической обстановкой;
сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами, для полетов воздушных судов;
доведение до экипажей информации об орнитологической обстановке и своевременное предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах (в районе аэродромов), на маршрутах (в районе полетов);
проведение занятий по авиационной орнитологии с летным составом, специалистами УВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.

Консультации и комментарии юристов по ст 69 ВзК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 69 ВзК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.